Публичный доклад за 2009-2010год.
Публичный доклад предназначен для родительской аудитории, общественности, педагогического сообщества
Его цель – помочь родителям сделать осознанный выбор учебного заведения для построения оптимальной образовательной траектории
своих детей
Уважаемые коллеги, учащиеся, родители, представители общественных организаций – все, кому небезразлично, чем живет, чем дышит сегодня школа №918 района Печатники города Москвы!
Вот уже стоит на пороге с пышным сентябрьским букетом новый 2010– 2011 учебный год! Позвольте поделиться с вами размышлениями о том, что он готовит нам, нашим детям, нашей школе, с каким багажом опыта и с какими нерешенными проблемами мы идем ему навстречу.
В прошедшем 2009 – 2010 учебном году в школе обучалось 437 учащихся в 18-х классах, аттестаты о среднем (общем) образовании получили 25 выпускника 9 классов. Особенностью минувшей экзаменационной сессии было проведение обязательной для всех 9-классников государственной итоговой аттестации по русскому языку и математике в новой форме.
Результаты ГИА по русскому языку:
«5» - человека по школе – 5чел.
«4» - человек по школе – 19 чел.
«3» - 0 человека по школе – 1 чел.
«2» - 0 человек по школе – 0
Результаты ГИА по математике:
«5» - 2 человек по школе –
«4» - 23 человека по школе –
«3» - 0 человек по школе –
«2» - 0 человек по школе –
Перед методическими объединениями учителей – предметников поставлена задача подобрать, самостоятельно разработать и внедрить в практику материалы подготовки к ЕГЭ. Серьезным подспорьем в подготовке к ЕГЭ по русскому языку и математике может стать участие в пробных экзаменах, информацию о централизованном проведении которых учащиеся и родители будут получать заблаговременно, в том числе на страницах данного сайта. Инициаторами проведения ЕГЭ по другим предметам могут стать сами учащиеся и их родители. Много полезной информации содержит портал информационной поддержки единого государственного экзамена http://ege.ru/
Еще одно важное замечание я адресую тем, кому сдача ЕГЭ кажется дальней перспективой – ученикам 5 – 8 классов, их родителям. Мы ни раз убеждались в справедливости афоризма "Нельзя объять необъятное". Очень не многим удается знать все школьные предметы на "отлично". Быть успешным в учебе, иметь интересный досуг и при этом сохранить здоровье – не простая задача. Именно по этому школы Москвы активно работают сейчас над организацией профильного обучения. Что это значит? Ученикам старших классов предоставляется возможность более серьезно заниматься изучением тех предметов, которые в дальнейшем лягут в основу их будущей профессии, будут необходимы для продолжения обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении. Стоит ли говорить о том, что шанс успешно сдать ЕГЭ по профильному предмету резко увеличивается?!
Работа экспериментальной площадки
В 2009-2010 уч.году была открыта экспериментальная площадка. Название экспериментальной площадки: «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счет обеспечения их индивидуальными планами карьеры». Школа принимает активное участие в эксперименте. Научным руководителем экспериментальной площадки является Институт деловой карьеры, разработавший и предложивший новую современную технологию строительства карьеры. «Если Вы не умеете планировать карьеру, то Ваше место под солнцем займут другие»,- так защищает свою идею Валерий Алексеевич Назаров, ректор ИДК и научный руководитель экспериментальной площадки нашей школы. Организацию опытно-экспериментальной работы в школе ,руководство и контроль за развитием этого процесса осуществляет заместитель директора по экспериментальной работе Дзортова Мария Юсуповна . Педагог –организатор Панишева Татьяна Алексеевна организовывает разнообразную индивидуальную и совместную деятельность школьников в рамках эксперимента .В процессе исследовательской деятельности на первом этапе работы разработана и использована программа и цикл занятий ,направленных на адаптацию к социально-экономической среде, формирование личности с учетом индивидуальных особенностей .Эксперимент начался в сентябре 2009 года, но уже сегодня можно говорить о предварительных результатах. Учителя – экспериментаторы диагностировали уровень приспособляемости старшеклассников к социально – экономической среде; Выявили причины неготовности старшеклассников приспособиться к современной жизни (3,7 балла- показатель недостаточного уровня) Провели работу по корректировке и повышению личностных качеств выпускников, определяющих их готовность к социально – экономической среде; Успешному функционированию экспериментальной деятельности нашей школы способствовала методическая помощь ИДК. Как показывают результаты первого этапа экспериментальной работы, наши старшеклассники хотят быть востребованными в современном российском бизнесе, готовы учиться, трудиться, но нуждаются в корректировке понимания факторов, способствующих их успешности в жизни. В результате диагностирования и последующей информационно – пояснительной работы учителей -экспериментаторов, ребята узнали полезную информацию о своем личном потенциале, получили рекомендации по обеспечению приспособляемости к социально – экономической среде, рекомендации по выбору профессии, выбору учебного заведения. Технологию строительства карьеры. применяемую в нашей школе в экспериментальной площадке, можно назвать уникальной. Среди результатов, полученных за первые месяцы ее применения, являются не только тестирование и диагностика, но и другие различные методические приемы данной методики, которые позволят нашим старшеклассникам в будущем не плыть по течению, а многого добиться в жизни, всерьез заняться своей будущей карьерой, успешно вписаться в жизненный процесс. Итогом этапа работы в эксперименте в этом учебном году послужило проведение первого круглого стола, на котором обсуждались результаты, полученные за первые месяцы исследования . Заседание круглого стола проходило в рамках научно-практического семинара, организованного заместителем директора по экспериментальной работе Дзортовой М.Ю. Как выяснилось, равнодушных к участию в семинаре не нашлось: среди гостей семинара были научные руководили эксперимента профессор ИДК Валерий Алексеевич Назаров, куратор школы в рамках эксперимента Елена Владимировна Буран, и другие участники семинара. Первые итоги эксперимента представили ответственный организатор семинара Дзортова М.Ю. и ученицы 9–ого «А» класса Багиева Альбина,10-ого «А» класса Худоева Екатерина,11- ого «А» класса Аверина Полин Экспериментальная деятельность школы продолжится в новом учебном году, а пока учителя –экспериментаторы работают над планом работы на следующий этап. В планах школы на 2010-2011 учебный год : 1. Проведение диагностики учащихся по оценке уровня готовности к карьерному и профессиональному развитию. 2. Консультирование старшеклассников по повышению их уровня готовности к карьерному и профессиональному развитию. 3. Разработка программы спецкурса «Карьерное планирование с учетом индивидуальных, психотических особенностей, социальных возможностей, требований рынка труда» для учащихся старших классов. 4. Организация работы по разработке учащихся индивидуальных планов карьера
Работа школы в режиме полного дня.
Школа, работающая в режиме полного дня, - образовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферу деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы. Перед началом учебно-воспитательного процесса в школе полного дня была проверена и подготовлена материально-техническая база ШПД: состояние учебных кабинетов, оснащение и оформление специализированных помещений. Пробыть целый день (9-10 часов) в здании школы для ребенка психологически очень не просто. Поэтому администрация и весь педагогический коллектив старается создать в школе уютную, доброжелательную атмосферу, комфортные условия для учебной и внеурочной деятельности, посещения блока дополнительного образования. В 2009-2010 учебном году на блок дополнительного образования было отведено 140 часов в неделю. Анализируя посещаемость учащимися второй половины дня, необходимо отметить тенденцию к увеличению процента воспитанников ШПД первой ступени обучения. Прежде всего, это связано с развитием блока дополнительного образования в нашей школе (именно для этой ступени обучения). Учащиеся начальной школы с удовольствием посещают обязательные занятия ритмикой, которые включены в единое расписание классов – групп ( педагог дополнительного образования Тарасов А.Б.).По желанию ребята и с большим интересом посещают самые разнообразные кружки, секции, студии самых различных направлений. Особой популярностью у малышей пользуется секции по футболу ( учитель Мелехов А.В.), по волейболу (учитель Кононыхина Е.А.), хор (преподаватель Пантелеева О.А.), кружок рукоделия ( педагог Слезка М.Н.), кружок «Бисероплетение» (Смаева Н.И.), кружок ИЗО (Панишева Т.С.). Даже во время каникул малыши с удовольствием посещают занятия дополнительного образования. У учащихся старшего звена приоритетным направлением являются факультативы и элективные курсы по учебным предметам. На занятиях во второй половине дня учащиеся посещают самоподготовку, где самостоятельно выполняют домашние задания, готовят индивидуальные творческие задания (сообщения, доклады, рефераты.).Воспитатель на самоподготовке выступает в роли организатора самостоятельной работы учащихся: организует необходимое повторение материала; выявляет проблемы в знаниях и обеспечивает их устранение; во время самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь учащимся, проверяет и оценивает знания, а также работает с группой учащихся, испытывающих трудности в обучении. Школа работает над совершенствованием учебного процесса путем осуществления единства педагогического процесса на уроке и во внеурочное время, повседневной взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, руководителей кружков, секций, курсов по интересам школьников, что в свою очередь положительно сказывается на расширении и углублении знаний, умений и навыков учащихся, на развитие их познавательных интересов. Благодаря часам самоподготовки, часам консультаций ШПД решается вопрос ликвидации неуспеваемости, так как появляется дополнительное время для работы со слабыми учениками, а также с одаренными детьми и детьми, имеющими высокую мотивацию к обучению. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, адаптация в других коллективах в значительной степени определяются условиями его организации жизни в школе. Нарушения в режиме дня школьника приводят к расстройствам и нарушению деятельности развивающегося организма. Поэтому одним из основных направлений в учебно-воспитательном процессе школы является внедрение и применение здоровье сберегающих технологий. Не секрет, что здоровье – главное богатство человека. Поэтому учащимся нужно как можно раньше прививать бережное отношение к самому себе. Ученик, получая знания в школе, не должен терять там свое здоровье. Опираясь на это, мы стараемся создать в школе уютную, доброжелательную атмосферу, построить рабочий день так, чтобы ребенок не ждал, когда его куда-то позовут, а сам с радостью шел на все занятия второй половины дня. Очень важно, чтобы в школе были созданы специальные условия для активного детского отдыха. Школа ведёт огромную работу по профилактике и ранней диагностике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся . В школе работает служба психологического сопровождения учащихся и педагог- логопед. Психологи школы определяют психологические критерии эффективного обучения и развития школьников; разрабатывают мероприятия, формы и методы работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников. В соответствии с планами учебно- воспитательной работы психологами школы проводится психолого-педагогическое тестирование учащихся, после чего на них составляются психологические характеристики, в которых описываются особенности характера учащегося и указываются пути коррекции негативных черт характера; проводятся индивидуальные психологические консультации для учащихся, нуждающихся в помощи психолога, оказывается помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В нашей школе действует система соуправления взаимодействия, основанная на содружестве, сотрудничестве, и доверии всех субъектов учебно-воспитательного процесса: учителей, детей и родителей.
Результативность деятельности творческих объединений
в 2009 – 2010 учебном году.
Важными составляющими внутришкольного уклада являются здоровьесбережение и обеспечение комплексной безопасности учащихся. С удовольствием хочу отметить высокий уровень проводимой в этом направлении работы. В прошедшем году в полном объеме была проведена диспансеризация учащихся, систематически проводились вакцинации детей школьным врачом, школа продолжала работать в режиме полного дня. Все учащиеся обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием в хорошо оборудованной школьной столовой. Организацияв 1 классах учебного процесса с продолжительностью уроков 35 минут, ежедневная динамическая пауза на свежем воздухе позволяет избежать перегрузок. Востребованным многими учащимися I ступени является бесплатное посещение бассейна. В 1- 4 классах в учебный план включены занятия ритмикой, что является дополнительным уроком физкультуры (3 часа в неделю). К сожалению, пока еще остается открытой проблема краткосрочного пребывания медицинских работников в школе. А также не должна ускользать от пристального внимания учителей проблема здоровьесбережения учащихся в учебной деятельности: это и разумное чередование форм работы на уроках, и регулирование объемов домашних заданий. Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка – обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте, осуществляется психологом и учителями совместно с медицинскими работниками поликлиники №93
медицинское обеспечение:
медицинская сестра, врач, психолог, логопед:
оказание неотложной помощи;
контроль санитарного состояния школы, пищеблока;
профилактический осмотр детей;
плановые профилактические прививки;
оздоровление выявленной патологии;
туберкулезная диагностика;
профилактика травматизма;
санитарно-просветительская работа;
бракераж в столовой;
контроль за соблюдением и проведением противоэпидемического режима.
Логопедическое направление:
логопед:
диагностика общего недоразвития речи и фонетико-фонематических нарушений речи;
коррекционные занятия с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи;
коррекционные занятия с детьми с общим недоразвитием речи;
коррекционные занятия с детьми, имеющими фонетические нарушения речи;
консультации для родителей (индивидуальные).
Психологическое направление:
Педагог-психолог.
психопрофилактика:
обеспечение адаптации к школе. Обучающий тренинг для учителей «Психологические особенности первоклассников, «Введение в школьную жизнь»;
просвещение родителей «Родительский всеобуч;
просвещение учителей на семинарах;
повышение заинтересованности в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации - обучающие тренинги для учителей.
Психодиагностика:
определение готовности к обучению в школе;
изучение уровня адаптации к обучению в школе;
диагностика интеллектуальной сферы учащихся с особыми образовательными потребностями (индивидуальная и групповая);
диагностика уровня тревожности, самооценки, мотивации;
диагностика уровня нервно-психической утомляемости учащихся;
исследование уровня словесно-логического мышления учащихся;
исследование социально-психологической готовности учащихся 4-ых классов к переходу в среднее звено;
Консультирование:
обеспечение адаптации к школе «Профилактика дезадаптации первоклассников»;
консультирование родителей по результатам проведения диагностики (индивидуальные);
консультирование педагогов по результатам обследований детей (индивидуальные);
консультирование родителей и педагогов по запросу;
развитие познавательной и учебной мотивации «Пути коррекции низкой мотивации»;
консультация для педагогов «Коррекция тревожности», «Особенности мальчиков и девочек. Гендерное воспитание».
Важным аспектом воспитательной работы было и остается формирование потребности в здоровом образе жизни. Физическое и душевное здоровье, сама жизнь – важнейшие человеческие ценности. Значительную роль в осмыслении и сохранении этих ценностей молодым поколение должен сыграть курс "Основы безопасности жизнедеятельности", интегрированный во многие предметы школьной программы. Для повышения эффективности таких уроков в школе оборудован кабинет комплексной безопасности. В школе в полном объеме проводятся инструктажи учащихся по технике безопасности, правилам дорожного движения, учебные эвакуации.
Предъявляемым требованиям отвечает организация безопасности образовательного учреждения. В течение 2009-2010года охрану школы обеспечивало ЧОП «Засечный рубеж».
Далеко не последнюю роль в настроении и настрое детей имеет эстетика и оборудование помещений, в которые они приходят. Оснащение школьных кабинетов поддерживается в должном состоянии, постоянно обновляется материально – техническая база школы. Задача "минимум" – сохранить порядок в школьных помещениях в условиях финансовой самостоятельности и нормативного финансирования (в новом учебном году необходимы косметический ремонт спортивных раздевалок и вестибюля 1-го этажа основного здания, туалетов и спортзала в ). Задача "максимум" – развитие предметных кабинетов как олицетворения мира изучаемых наук, разумное сочетание учебных зон и художественно – эстетических находок; следует также уделить внимание на оформление зон отдыха в школьных рекреациях. В планах на 2009-2011 г.г. оборудование изостудии, второго кабинета информатики.
Важнейшую роль в развитии школы играет включенность в процесс управления школой учащихся, их родителей, представитель общественных организаций района… Создание Управляющего совета, в который войдут представители все участников образовательного процесса, уже ни кем не рассматривается как модная тенденция, а является жизненной необходимостью.