Средняя и старшая школа.
Средняя и старшая школа Мы верим во внутренние силы сложного организма, каковым является человек, верим в то, что каждый человек стремится к полной актуализации своих возможностей. Абрахам Маслоу В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Предлагаемая нами модель современной школы – многопрофильная школа полного дня (с 1 по 11 класс), обеспечивающая доступность, эффективность и качество образовательного процесса. В нашем понимании, современная школа – это школа, реализующая как программы базового образования, так расширенного и профильного образования, имеющая развитую систему факультативных и элективных курсов, дополнительного образования и широко применяющая здоровьесберегающие технологии на каждом этапе образовательного процесса. Режим работы школы реализует полную интеграцию основного и дополнительного образования. Для каждого класса выстраивается индивидуальная траектория образовательного процесса, где сочетается общеобразовательная подготовка, подготовка повышенного уровня, спортивно-оздоровительная работа, дополнительное образование, досуг, индивидуальная коррекционная работа, осуществляемая психологическим, логопедическим и педагогическим персоналом. Особенности организации системы дополнительного образования, элективных и факультативных курсов в многопрофильной школе полного дня Классы Вариативность Формы создания индивидуальной траектории * 5 – 8 * 9 * 10 - 11 - гимназические классы - общеобразовательные классы - предпрофильная подготовка - профильные классы Через: - факультативы по различным предметам - элективные курсы по выбору учащихся - изучение предметов на профильном уровне - элективные курсы по выбору учащихся Дифференциация и индивидуализация обучения может быть достигнута на старшей ступени школы за счет введения профильного обучения. В школе с 2006 года реализуется программа профильного обучения. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени и с предпрофильным обучением в 9 классе предусматривает вариативность учебных дисциплин. В соответствии с избранным профилем учащиеся выбирают обязательные учебные предметы, элективные курсы. Элективные курсы позволяют учащимся в малых группах (5 - 10 человек) развить навыки, обобщить и углубить знания, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам, в том числе и в форме ЕГЭ. Образовательная траектория профильной подготовки 2008 – 2009 учебный год (элективные курсы по выбору учащихся) Технический (профиль) Гуманитарный (профиль) 1. В мире закономерных случайностей; 1. Культорология; 2. Решение заданий повышенной 2. Общение по-английски; сложности: уравнения, модули, параметры; 3. «В мастерской поэтов Серебряного века» 3. Примени математику. 4. «Мир родной речи» 4. Механика абсолютно твердого тела 5. «Создание и редактирование научных текстов 5. Физика в законах 6. «Жизнь слов и фразеологизмов в русском языке» 6. Глобальное мышление 7. «Говорим и пишем правильно» 7. Физика: путь поисков и открытий 8. Химия 8. Методы решение задач по физике 9. Основы электротехники 10. Прикладная физика 11. Астрономия и физика космоса 12. Механические колебания и волны 13. Интернет - технологии, создание Web-сайтов Образовательная траектория предпрофильной подготовки в 9 классе 2008 – 2009 учебный год (элективные курсы по выбору учащихся) 1. Избранные задачи по планиметрии 2. Решение задач с помощью графиков 3. «Красавицы функции и их графики» 4. Уравнения 2-ой степени с параметром 5. Преобразование графиков элементарных функций 6. Геометрия архитектурной гармонии 7. Алгебра модуля 8. «Через освоение грамматических структур к разговорному английскому» 9. «Введение в языкознание» 10. Основы электротехнических устройств и систем 11. Звуки живой природы 12. Физика. Человек. Здоровье 13. Исследовательские задачи 14. Эксперименты в физике 15. Строение вещества 16. Физика и жизнь 17. Решение задач по физике повышенной сложности 18. Подготовка к итоговой аттестации в новой форме (ЕГЭ) 19. «Поездка в Англию» 20. Императоры России: от Петра I до Николая II 21. Выдающиеся деятели России XVIII века 22. «Компьютерное моделирование» 23. Создание презентаций PowerPoint Образовательная траектория школы дополнительного образования 2008 – 2009 учебный год (факультативные курсы) (5 – 8 классы) 1. Цифры и математика - 8 класс 2. Графики улыбаются - 8 класс 3. Функция: просто, сложно, интересно - 8 класс 4. Самый простой способ решения непростых неравенств - 8 класс 5. «Через чтение – к спонтанному неподготовленному высказыванию» - 6 класс 6. «Литература и театр» - 7–8 класс 7. Аквамир - 8 класс 8. Физика и экология - 8 класс 9. «Открой для себя мир оптики» - 8 класс 10. «Основы культуры речи» - 7 класс 11. Выдающиеся деятели России в XVIII веке - 8 класс 12. «Web-дизайн» - 5–8 класс 13. Macromedia Flash – загадочный мир анимации - 5–8 класс «ПОЕЗДКА В АНГЛИЮ». Учитель – Головнина М.Г. Программа элективного курса разговорного английского языка "Поездка в Англию" предназначена для учащихся 9 классов. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Основной целью обучения иностранным языкам, а, следовательно, и предложенного курса, является формирование коммуникативных умений. Содержание курса способствует приобретению навыков понимания содержания текстов разных жанров, ведения диалога этикетного характера в стандартных ситуациях общения, восприятия на слух основного содержания несложных аутентичных текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания письма и заполнения анкет. Курс разговорного английского языка "Поездка в Англию" позволяет овладеть необходимым лексическим минимумом английского языка и получить ряд интересных сведений об Англии, а также учит ориентироваться в типичных ситуациях за границей. Элективный курс по информатике Учитель – Журавлева И.Е. 1. «Создание презентаций PowerPoint» Данная программа ориентирована на учащихся 9 классов и направлена на развитие I творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников. В ней предлагается материал, не подкреплённый никакими знаниями по информатике. Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя, с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы в электронных презентациях. В процессе обучения учащиеся закрепляют знания на практике и выполняют итоговую работу по курсу, демонстрируя все полученные знания при защите своей работы, рассказывая процесс её выполнения. 2. «Компьютерное моделирование» Известно, что системный анализ - это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение. Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. В 9-ом классе большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде. Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Подготовка к итоговой аттестации в новой форме» Учитель – Нечаева Е.В. Цель: - помочь учащимся 9 класса подготовиться к новому виду итоговой аттестации и успешной сдаче экзамена; - отработать навыки связной речи; - познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения и отрабатывать на занятиях основные положения и требования к сочинению. Элективные курсы по физике в 9 классах Учитель – Степанова Л.П. 1. «Основы электронных устройств и систем» За последние 15 лет, после известных событий в нашей стране, интерес к профессиям с физико-техническим профилем у молодежи резко снизился, что уже угрожает экономической и национальной безопасности России в области высоких технологий и обороны. Поэтому назрела необходимость приоритетного внедрения в общеобразовательных школах физико-технического профиля (предпрофилъного) обучения. Цель: - ознакомить учащихся с основами промышленной электроники, с электронной измерительной аппаратурой, интегральными микросхемами; - раскрыть методы разработки, конструирования, исследования и наладки простейших электронных устройств и систем. Содержание элективного курса «Основы электронных уст¬ройств и систем», имея тесную связь с программой основных заня¬тий по физике, качественно отличается от базового раздела «Элек¬тродинамика» тем, что способствует теоретическому и практическому углублению изучения данного раздела в рамках совре¬менных достижений в области электроники. 2. «Звуки живой природы» Природа изучается в нескольких школьных курсах, однако ма¬ло у кого формируется ее целостное видение. Знания, как правило, разделяются на «физические», «биологические», «химические» и др., не вырабатывается понимание глобальных экологических про¬блем, комплексный подход к их решению. Общий объект изучения - человек + природа - остается расчлененным между отдельными дисциплинами. Данный курс дает возможность учащимся проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру. Цели: - закрепить, систематизировать и углубить знания уча¬щихся о взаимосвязи строения и свойств голосовых аппаратов жи¬вых существ, их роли в природе, влиянии звуков природы на орга¬низм человека; - ознакомить школьников с различными видами зву¬ков, их характеристиками, способами определения этих характе¬ристик; - научить грамотно использовать самые обычные средства для изучения характеристик звука. 3. «Физика. Человек. Здоровье» Программа элективного курса по физике предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки рассчи¬тана на 18 часов. Цель курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся: • интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих оценить физические характеристики человека; • интереса к изучению физики; • умения более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире; • умения самостоятельно приобретать и применять знания; • умения работать с источником информации; • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; • способности ориентироваться в мире профессий физика, ме-дицинского работника, эколога, биофизика. 4. «Исследовательские задачи» Программа предназначена для учащихся 9 классов, выбираю¬щих естественнонаучный профиль обучения, рассчитана на 17 ча¬сов. Цель: - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Для этого предлагается знакомство девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Главным содержанием курса является естественнонаучная ис¬следовательская деятельность. Она включает в себя такие элемен¬ты, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическую обработку данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудни¬чество при работе в группе, культура ведения дискуссий, презента¬ция результатов). 5. «Эксперименты в физике» Цели: создание условий для формирования и развития: - интеллектуальных и практических умений в области физиче¬ского эксперимента, позволяющих исследовать явления природы; - интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; - умения самостоятельно приобретать и применять знания; - творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие кон¬кретные умения: • наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел; • описывать результаты наблюдений; • выдвигать гипотезы; • отбирать необходимые приборы; • выполнять измерения; • вычислять погрешности прямых и косвенных измерений; • представлять результаты измерений в виде таблиц и графи¬ков; • интерпретировать результаты эксперимента; • делать выводы; • обсуждать результаты эксперимента и участвовать в дискуссии. 6. «Строение вещества» Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, рассчитан на 17 часов. Цель курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих самостоятельно приобре¬тать умения и навыки. Задачи: - развитие интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; - создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Содержание курса соответствует познавательным возможно¬стям девятиклассников, но предоставляет ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию. Программа курса содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьной про¬грамме избранных разделов, с другой - предполагает изучение та¬ких вопросов физики, которые не входят в школьный курс. 7. «Физика и жизнь» Программа элективного курса «Физика и жизнь» предназначе¬на для учащихся 9 класса, рассчитана на 18 часов. Цели курса: - создание условий для формирования у учащихся интереса к изучению физики как науки, связанной с изучением природы и дающей знания, которые потом применяются в технике и производстве; - умение изучать физические явления в природе, для чего делать необходимые измерения и выводы на основании собранных данных; - вызвать интерес у учащихся к техническим профессиям. 8. «Решение задач по физике повешенной сложности» Настоящий элективный курс рассчитан на преподавание в объ¬еме 34 часов (1 час в неделю). Цель: - углубить и сис¬тематизировать знания учащихся 9 классов по физике; - способст¬вовать их профессиональному самоопределению. Задачи: • углубление и систематизация знаний учащихся; • усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач; • овладение методами решения задач повышенной сложности. Элективные курсы по русскому языку «Введение в языкознание» Учитель – Нечаева Е.В. Знание основных положений языкознания не только по¬лезно для общего развития каждого культурного человека, оно необходимо специалистам многих областей гуманитарных зна¬ний. Поэтому элективный курс «Введение в языкознание» мо¬жет быть использован на этапе предпрофильной подготовки уча¬щихся 9 классов. Он носит ознакомительный характер, так как его цель — создание условий для изучения области будущей профильной подготовки и погружение в специфическую про¬фессиональную область — филологию. Цель: знакомство с объектом языкознания, его терминоло¬гическим аппаратом и повышение интереса к языку. Задачи: • ознакомление с базовой терминологией языкознания, с важ-нейшими сведениями о сущности языка и особенностями; • прививание навыков пользования словарями и другой справочной литературой. Разделы: - Язык и речь - Фонетика (классификация звуков речи) - Морфемика (морфемный состав слов разных частей речи) - Способы словообразования (привить навыки словообразовательного разбора) - Морфология (классификация частей речи, их признаки) - Орфография (закрепить знания о правописании, развить орфографическое чутье) - Лексика. Фразеология (изучение слов с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения) - Синтаксис (словосочетание, простое предложение) Элективные курсы по истории Учитель: Веселова Е.А. 1. «Выдающиеся деятели России XVIII века» Курс охватывает три значимых периода истории Императорской России: эпоху Петра I, эпоху дворцовых переворотов и эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины Великой. В каждый из этих периодов императоры создавали круг единомышленников, способных управлять губерниями, строить новые города, одерживать блестящие победы не только на полях сражений, но и за столом переговоров. Учащиеся смогут более подробно изучить биографии светлейшего князя Александра Меньшикова, адмирала Григория Спиридова, ближайшего соратника Екатерины II Григория Потемкина и других видных деятелей. Курс дает возможность учащимся, интересующимся историей, углубить свои знания по предмету. 2. «Императоры России: от Петра I до Николая II» Историческое развитие России в продолжение последних веков заключается главным образом в превращении ее из азиатского государства в европейское. Начало этому процессу положило царствование Петра Великого и было продолжено всеми последующими императорами вплоть до Николая II. Курс предполагает более подробное изучение жизни и деятельности всех Российских императоров и их окружения, их реформаторской деятельности, внутренней, внешней и национальной политики, а также отражение данных процессов в культурной жизни России. Дети, интересующиеся историей, смогут углубить свои знания по предмету. Элективные курсы по математике Учитель – Кондратенко О.В. 1. «Уравнение второй степени с параметром» В курсе задачи с параметрами рассматриваются как средство обобщения и систематизации знаний учащихся о квадратной функции. Цель курса: повышение математической культуры учащихся 2. «Преобразование графиков элементарных функций» Предлагаемый курс посвящен одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости. Цель: - дополнить школьный материал, связанный с функциями и их графиками; - представить функцию по методам построения графиков. 3. «Геометрия архитектурной гармонии» Основной целью курса является формирование у учащихся представления о прикладных возможностях математики, а также о практической значимости геометрических знаний. 4. «Алгебра модуля» Курс посвящен изложению материала, связанного с понятием модуля числа и аспектами его применений. Рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем. 5. «Красавицы функции и их графики» Содержание курса включает в себя углубление темы «Функции». Рассматривается рождение функций, как они задаются, из чего и как конструируются формулы, как образуются классы функций. 6. «Избранные задачи по геометрии» Содержание курса – решение сложных задач по планиметрии и стереометрии, для решения которых требуются оригинальные и специальные способы решения, рассматриваются методы и приемы олимпиадных задач по геометрии. 7. «Решение задач с помощью графов» Курс знакомит с новым эффективным способом решения текстовых задач на «движение», «стоимость», «совместную работу». Вырабатывается самостоятельность на этапе поиска путей решения задачи. Элективные курсы по английскому языку «Через освоение грамматических структур к разговорному английскому» Продолжительность курса 64 часа ( 2 часа в неделю) Курс основан на базе учебника с приложением 4-х аудиокассет (издательство Нидерландского Языкового Института (Международная школа), 2002 год) Цель курса: - овладеть разговорными формами английского языка через освоение грамматических структур; - научиться понимать английский язык, передавать свои мыслы во время отдыха или ведения деловых переговоров; - улучшить базовое знание английского языка. Элективные курсы для предпрофильной подготовки по биологии Учитель – Николайчик С.Н. 1. «Лечебное дело» Программа данного курса рассчитана на 17 часов, из них 3 часа - семинарские занятия и 14 часов отведено на выполнение практических и лабораторных работ. Цель: - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора медицинского профиля обучения. Достичь этого предполагается путем знакомства 9-классников со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор, то есть повлияет на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, в данном случае, врача-лечебника. 2. «Основы гигиены» Курс рассчитан на 17 часов, из них 8 часов - семинары и 9 часов отведено на проведение лабораторных и практических работ. Преподавание данного курса должно, прежде всего, способствовать формированию у будущих врачей профилактического направления в их лечебной деятельности. 3. «Педиатрия» Программа данного курса рассчитана на 17 часов, из них 8 часов - семинары и 9 часов -отведено на выполнение лабораторных или практических работ. Цель курса - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора медицинского профиля обучения. Задачи курса: - знакомство с особенностями детского организма во временном диапазоне от плода до 18-летнего возраста; - пропедевтика детских заболеваний. 4. «Микробиология» Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов, из них - 5 часов - семинарские занятия и 12 часов отведено на выполнение лабораторных или практических работ. Цель курса: - создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических умений учащихся в области биологического эксперимента; - повышение интереса учащихся к изучению биологии и проведению биологического эксперимента; - развить умение самостоятельно приобретать и применять знания; - развивать творческие способности, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: - пользоваться лабораторным и медицинским оборудованием; - описывать результаты наблюдений; - выполнять измерения исследуемых объектов; - представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков; - делать выводы; - обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии. В программе данного курса учащиеся знакомятся с устройством и оборудованием бактериологических и иммунологических лабораторий, с основными методами, которые применяются при микробиологических исследованиях, приготовлению питательных сред. С помощью этих методов учащиеся исследуют наиболее общие морфологические и биохимические, признаки у бактерий, грибов и вирусов, распространение микроорганизмов в природе, микрофлору организма человека и проведут санитарно-микробиологическую оценку воздушного бассейна, водоемов и почвы своей местности. 5. «Служит людям ветеринария» Курс «Служит людям ветеринария» предназначен для учащих¬ся 8-9 классов. Цель: - создание условий для формирования познавательного интереса учащихся к профессии ветеринарного врача. Эта профессия не всегда пользуется популярностью. Оче¬видно, это связано с недопониманием роли ветеринарных специа¬листов и недостаточной информированностью о содержании их деятельности. Курс представляет собой расширенный и углубленный вариант раздела «Тип Хордовые», «Класс млекопитающие» «История ветеринарии», «Профессия ветеринарного врача», «Оказание доврачебной помощи домашним животным». Содержание курса строится на основе учета возрастных осо¬бенностей школьников, спектра их познавательных интересов. 6. «Экология. Город. Здоровье (Азбука экологической безопасности) Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса основной школы, на ее изучение предполагается 24 часа, по 2 часа в неделю. Нарастание экологического кризиса придает особую актуаль¬ность формированию у учащихся знаний, которые являются науч¬ной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множествен¬ное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимо¬действия человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека. Задачи курса: обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды, а также развить у обучаю¬щихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологиче¬ской ситуации. В итоге обучения по данной программе школьники должны: получить представление об основных источниках загрязне¬ния окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния загрязненной среды на здоровье человека; научиться действовать в конкретной экологической ситуа¬ции. 7. «Здоровье и дети» (для гимназического класса) Основания дли разработки программы: городская целевая программа «Социально-медико-педагогическое содействие сохранению здоровья детей, подростков, юношей и девушек» Цели: • формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе; • создание условий для формирования здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека; • формирование физически культурной личности. Задачи: • создать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; • содействовать утверждению в жизни общества духовного и физического совершенствования школьников; • пропагандировать здоровый образ жизни; • развивать положительную самооценку у детей; • преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием школьников; • улучшить качество воспитания и формирования у детей антиалкогольных, антинаркотических установок; • воспитывать экологическую культуру человека; • улучшить качество образования за счёт повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся; • овладеть методами оценки физического состояния, самоконтроля; • формировать потребность в здоровье как высшей ценности для человека. 8. «Искусство быть здоровым» Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по биологии, развитие интереса к предмету и формирование ценностного отношения к собственному здоровью. Рассчитана она на учащихся 9-х классов, изучающих анатомию, физиологию и гигиену человека. Содержание курса отличается от базового дополнительным материалом, а также практическими занятиями, направленными на укрепление здоровья обучаемых. Курс предусматривает работу старшеклассников с дополнительной литературой, подписными изданиями, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. В ходе работы применяются следующие виды деятельности: составление схем, графиков, экскурсии, практические работы. Цели курса: - пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний по анатомии и физиологии человека; - создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, вьщвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии. 9. «Питание и здоровье» Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 17 часов. Возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью, развивать критическое мышление. Содержание курса включает углубление тем «Химический со¬став клетки», «Обмен веществ и превращение энергии» базовой программы общеобразовательной школы. Цели: - обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием; - совершенствовать умения и навыки учащихся по организа¬ции поисковой и исследовательской деятельности. Данный курс предоставляет возможность учащимся реализо¬вать свой интерес к предмету. Курс ставит задачи: - показать роль неорганических и органических веществ в жизненно важных процессах в организме: обмен веществ и энер¬гии, поддержание постоянства состава внутренней среды орга¬низма; - научить оценивать влияние пищевых продуктов, вредных привычек на здоровье человека. - создать условия для противостояния манипулированием сознания со стороны СМИ и товаропроизводителя. Основными формами и методами изучения курса являются семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, лабо¬раторные работы, дискуссии, ролевая игра; предусматриваются ин¬дивидуальные и групповые формы работы. 10. «Этология животных» Необходимость введения курса "Этология животных" обусловлена огромным образовательным значением, так как дает возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных в природе и в хозяйстве человека. Этология наглядно показывает, как человек путем воспитания, хорошего содержания и правильного ухода за животными изменяет природу организма. Цель: сделать системной и цельной трактовку всей области поведения животных. Задачи: - исследовать животный мир как целостную развивающую структуру. Обращаться при этом к общественным фактам, но не заниматься их изысканием в наблюдении и эксперименте; - обобщать данные (или пользоваться обобщенными данными), накопленными всей эмпирической этологией. - строить общеэтологическую теорию как теорию животной организации; - брать на вооружение метод познания животных, с одной стороны, выявляя общеэтологические и общебиологические факты, а с другой — используя общую теорию жизни. Спецкурс "Этология животных" предусмотрен в — 8 —9 м классах, рассчитан на 34 часа в течение всего учебного года. 11. «Будь творцом своего здоровья» Цель: - заинтересовать ребят в дальнейшем углублённом изучении биологии как предмета нужного для осознанного выбора профессии; - показать важность заданий по физиологии как науки о сохранении здорового тела; психологии науки о том, как привести свои мысли в порядок, как управлять своими эмоциями, как определить свои способности; имея знания по этим дисциплинам, ребята смогут заботиться о собственном здоровье, выбрать профессию в соответствии со своими возможностями и способностями, так как каждый человек индивидуален. - дать понять о социальной стороне здоровья; - помочь найти своё место в жизни, быть в согласии самим с собой. Выбрав профессию врача или психолога, помочь людям сохранять их здоровье. - познакомить с методами научно - исследовательской работы, развивать экспериментально-психологическое мышление, основанное на стремлении к объективности, точности, достоверности. В программе два основных раздела, посвященных изучению физиологии и психики человека. Теоретический курс даёт знания, а практический поможет осуществить изучаемое на практике. |